НЕДЕЛЬКИ

архив
  • 15.08.2017

    15 августа

    В Москве найден крупный тайник с оружием.

     

    Минтранс оставит шубы в списке вещей для бесплатного провоза на борту самолёта.

     

    Гендиректор «Сахморфлота» ответит в суде за гибель четырёх моряков.

     

    Кировская 200-летняя сосна признана памятником живой природы России.

     

    В одном из детских лагерей ХМАО ребёнка ранили в живот из пневматического ружья.

     

    Археологи в Приморье обнаружили жилище с отопительной системой возрастом 2 тыс. лет.

  • 14.08.2017

    14 августа

    Средняя продолжительность жизни в России в 2017-м выросла на полгода.

     

    Следствие оценило ущерб от действий экс-главы Татфондбанка в 50 млрд рублей.

     

    Военнослужащего оштрафовали за гранату, привезённую в Крым из Сирии.

     

    На мусорной свалке в ХМАО найдены два обгоревших тела.

     

    Жителя Томска задержали за подготовку кражи денег со счетов американцев.

     

    Молния убила туриста на берегу Байкала.

Конкурс

Все конкурсы

Кого сейчас можно удивить фотографией? У всех их дома целые альбомы! Вот редакция «Сегодняшней Газеты» и организовала фотоконкурс в стиле «Ретро», чтобы посмотреть, насколько изменилась наша жизнь за последние 20-30 лет.

Участвовать

Анекдот

Все анекдоты

Вовочка попал молотком по пальцу трудовика и получил «пять». По крайней мере, ему так послышалось.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Все
  • Вопрос:

    Читательница «СГ» Анна Михайловна спрашивает: «Как лишить родительских прав родителей, которые не занимаются воспитанием ребенка?»

  • Ответ:

    Отвечает Директор Центра развития семейных форм воспитания Ольга Абросимова: «В соответствии со ст. 69-71 Семейного кодекса РФ, лишение родительских прав производится в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, по заявлению прокурора, а также по заявлениям органов опеки и попечительства. Суд обязан в течение 3-х дней со дня вступления в законную силу решения суда направить выписку в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены прав, в том числе права на получение от него содержания, а также права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. Ребенок, в отношении которого родители лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. При невозможности передать ребенка другому родителю - или в случае лишения родительских прав обоих родителей - ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства. Усыновление ребенка в случае лишения родителей родительских прав допускается не ранее истечения 6-ти месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей родительских прав». Для более подробной консультации, получения правовой, психологической и другой помощи необходимо обратиться в RURE «Центр развития семейных форм воспитания». Адрес Центра: г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, 33, телефон 8 (391) 258-15-33

Новые темы форума

Зрелище, игрище и пиршество

Комментариев: 0
Просмотров: 59021

Юлия КОСТИКОВА, Ольга ЛИТВИНЕНКО Фото Дениса КОЖЕВНИКОВА и Андрея СОЛДАКОВА

13.11.2012 00:00

Зрелище, игрище и пиршество

Самый масштабный этнический проект на Таймыре - праздник встречи зимы Большой Аргиш - собрал в этом году рекордное количество зрителей: более 40 тысяч норильчан прикоснулись к культуре народов Севера.

 

День единения

В субботний день Комсомольская площадь в Норильске превратилась в грандиозное этностойбище. В гости к норильчанам приехали представители пяти коренных народов Таймыра: долганы, нганасаны, ненцы, эвенки и энцы. Для каждого из них Аргиш - это образ жизни, а встреча зимы - событие светлое и долгожданное. Зимой начинается пора долгого кочевья по заснеженной тундре, время большой охоты и подлёдного лова рыбы. Коренные жители попытались передать своё отношение к самому долгому на Таймыре времени года и научить городских жителей любить зиму.

- Огонь очага - основа жизни стойбища, - звучит со сцены. Представители пяти этносов несут свои дары, "кормят" огонь. С этого символичного действия начался праздник...

Представители семейно-родовых общин дополняли песни и танцы рассказами о жизни коренных народов и древних обычаях, которые до сих пор сохраняются и передаются из поколения в поколение.

- Большой Аргиш собирает на празднике все больше норильчан. Людям интересна эта тема, - говорит Ольга Кузнецова. Она пришла на площадь вместе с супругом Евгением и сыном Сашей. - Кроме того, Аргиш - прекрасная возможность интересно провести время с семьёй на свежем воздухе. Можно сказать, что этот праздник объединяет не только наши народы, но в немалой степени и самих норильчан.

 

Каждому сезону - своя еда

Главной темой третьего по счету этнического праздника (впервые Большой Аргиш прошел в Норильске 7 ноября 2010 года. - ред.) стала традиционная северная кухня. В чумах, установленных напротив главной сцены, хозяйки приготовили для норильчан самые разнообразные угощения.

- Очень рады, что приехали в Норильск на Большой Аргиш, - говорит одна из хозяек чума Нина Яроцкая, наливая первым гостям чашку ароматного бульона из оленины. - Мы сегодня не просто угощаем людей своими национальными блюдами, а делимся традициями наших народов, потому что очень полезно знать традиции той земли, на которой живёшь.

У нганасанского чума один из норильчан интересуется, чем отличаются уха и сагудай, приготовленные в тундровых условиях, от тех блюд, которые готовятся на городских кухнях. Ему объясняют, что в состав исконных ухи и сагудая не входят специи и соль. Многие рецепты традиционной северной кухни вообще покажутся неприемлемыми для европейского вкуса. К примеру, строганину по-нганасански принято обмакивать не в смесь черного перца с солью, а в гусиный, олений или рыбий жир. На любителя и такое блюдо, как морошка или голубика, смешанные с растопленным оленьим жиром. Долганское блюдо под трудно выговариваемым названием бётёкё - это желудки и кишки потрошеной рыбы. Их чистят, подсаливают и едят. У долган такое блюдо считается вкусным и питательным, и в первую очередь его дают детям.

Впрочем, такие изыски норильчанам не предлагались - все угощения были более или менее привычными для вкуса городского жителя. Поэтому очереди за угощениями не исчезали...

- К чумам не протолкнуться, - разводит руками долган Василий Батагай, главный хранитель фондов таймырского Дома народного творчества. - Мы стараемся регулировать движение на "вход-выход", но желающих попасть вовнутрь только прибавляется. А те, кто вошел, выходить не торопятся. Это и неудивительно. Ведь традиционному чаепитию в чуме присущи неспешность, степенность и разговоры "за жизнь".

Из чумов уйти действительно трудно - хозяйки необыкновенно радушны и гостеприимны. Они и накормят, и напоят, и на вопросы ответят. При этом успевают и блюда поменять, и чай заварить, и рецептом поделиться.

- Норильчане не отдают предпочтение какому-то одному блюду, все наши угощения хорошо расходятся, - рассказывает нганасанка Валерия Савран. - Всем очень понравились мясной бульон, уха, сагудай.

Валерия говорит, что у всех коренных народов питание сезонное - что даёт земля в то или иное время года, тем и питаются.

- Весной в рационе - дичь; летом, осенью и зимой - рыба, причём в каждый сезон своя. В апреле идёт ряпушка, в начале сентября - омуль, сейчас у нас зимний подлёдный лов. Организм северного человека уже настроен определенным образом на приём той или иной пищи. А в городе все унифицировано - в магазине всегда можно купить любой продукт, причём далеко не всегда первой свежести.

- А какое у вас любимое блюдо?

- Трудно сказать. Мне нравится вся северная кухня.

 

Место встречи

Пока мы разговариваем, к чуму подходят ещё две норильчанки. Они просят Валерию, на которой роскошная национальная одежда, сфотографироваться с ними. Та легко соглашается.

- А это у вас чей костюм? - спрашивают женщины. - Долганскую одежду мы уже знаем, она вышита бисером. А у ненецкой орнамент "ёлочка".

- Нганасанский, - объясняет Валерия. - Мы - нганасаны, древнейший народ на Таймыре, наши предки первыми пришли на эту землю.

- Хорошо, что остались! - Нас теперь мало, всего шестьсот человек. (Улыбается.)

- На своём языке говорите?

- На бытовом уровне. Но того разнообразия, которым владели наши предки, уже, к сожалению, нет. Чтобы сохранить язык, надо жить в естественной среде, в условиях тундры, в окружении реалий, которых нет в городе. Моя мама, Людмила Литвинова, родилась в тундре, кочевала, знает традиционный уклад жизни. Я же родилась и выросла в поселке Усть-Авам, а сейчас живу в Дудинке.

К слову, Большой Аргиш стал местом встреч для давних знакомых, которых жизнь когда-то развела по разным частям полуострова Таймыр. Хозяйка долганского чума Наталья Башкирова рассказывает, что встретила нескольких подруг, которые когда-то жили вместе с ней в Волочанке, а потом переехали в Норильск. Один из бывших артистов ансамбля "Хэйро", ненец Владимир Сигуней говорит, что с удовольствием пообщался на празднике со своей тётей, 73-летней Галиной Ашляпкиной. Сейчас она норильчанка, до пенсии работала фельдшером-акушером в норильском роддоме.

- Когда ещё представится возможность повидаться, - поделилась с нами Галина Ильинична. - А вообще, праздник хороший, идейно-символический. Норильчанам полезно знать и помнить, на чьей земле они живут.

 

Звёзды праздника

На Большом Аргише развлечения на любой вкус и возраст. И всюду - очереди, очереди, очереди.

Возле музея все желающие соревнуются в ловкости и скорости: здесь развернулась площадка с национальными играми народов Таймыра. Неподалёку радует глаз ярмарка декоративно-прикладного искусства северных этносов. Чуть в стороне - полевая кухня с горячей и ароматной шурпой и чаем...

Большой Аргиш собрал более сорока тысяч зрителей, тридцать этнических, творческих коллективов и родовых хозяйств - количество участников и помощников на празднике превысило пятьсот человек.

Полноправными участниками действа и, пожалуй, его главными звёздами стали северные олени и сибирские хаски. Они демонстрировали не меньшую стойкость, чем терпеливые хозяйки чумов. Фотосессию длиной в целый день ни одна кинозвезда бы не выдержала. А животные вынесли это спокойно, как и положено обитателям сурового Севера.

- Аян, Юкон, Ардай, Гил и Мерча весь праздник были в центре внимания, - говорит хозяин хаски, руководитель Федерации ездового спорта Геннадий Полторыхин. - Конечно, новая обстановка, большое количество людей вокруг - это стресс для животных. Но собаки выносливые и чувствуют себя замечательно.

Благотворно, по словам Геннадия, повлияло на настроение хаски и то, что в этот раз они не просто сидели на месте, а катали людей.

А в это время шесть северных оленей смирно лежали на импровизированном стойбище возле кинотеатра «Родина". И спокойно наблюдали за толпящимися вокруг людьми, то и дело норовящими перелезть через ограждение, сфотографироваться вне очереди, погладить и сохранить в памяти тепло мягкой шкуры. Северных красавцев привезли из Тухардской тундры в Норильск вертолётом.

- Полёт прошёл нормально, олени вначале немного боялись шума, а потом привыкли, - сообщил их немногословный владелец - ненец Яков Пальчин. В его хозяйстве пятьсот голов. Тех оленей, которых запрягают в нарты, он воспитывает, учит быть покладистыми...

 

Танец дружбы

Программа Большого Аргиша–2012 не вместила в себя всё то, чем богаты коренные народы Крайнего Севера. Долганы, нганасаны, ненцы, эвенки и энцы показали норильчанам лишь часть своей культуры и традиций. Но они постарались донести до всех - нужно любить и уважать землю, на которой живёшь. И любить себя на этой земле.

Завершился Большой Аргиш традиционным "танцем дружбы" - хороводом на площади под музыку танца "Хэйро". Эту мелодию, ставшую визитной карточкой одноименного танцевального коллектива, ещё в семидесятые годы прошлого века написал первый руководитель ансамбля "Хэйро" Александр Корюков. "Хэйро" - это долганское слово, оно означает не просто солнце, а первое солнце, которое появляется после полярной ночи.

Его норильчане увидят только в конце января.


Зрелище, игрище и пиршество


Все фото »





Новости

В регионе В России В мире
  • СТРАДА

    СТРАДА

    15.08.2017

    На полях хозяйств Красноярского края началась уборочная кампания – об этом сообщается на официальном портале региональных органов власти.

  • ВЗЯТЬ И ОТМЕНИТЬ!

    15.08.2017

    У правобережного съезда с четвертого моста через Енисей жители потребовали отменить строительство новых высоток.

  • ГЛАВУ В ОТСТАВКУ!

    15.08.2017

    Письмо от депутатов Манского райсовета получил губернатор края Виктор ТОЛОКОНСКИЙ. Там содержалась просьба об отставке главы района.

  • НЕ УСПЕЛИ…

    15.08.2017

    До 17 августа было продлено разрешение на перекрытие ремонтируемого участка пр. Мира – от ул. Парижской Коммуны до Каратанова.

  • ОЧЕРЕДНЫЕ ПОИСКИ

    15.08.2017

    Нашли 88-летнего мужчину, который пропал из пос. Честоостровское и четыре дня блуждал по лесу.

Подписаться на новости

АРХИВ

Партнеры

www.2-999-999.ru

На правах рекламы