НЕДЕЛЬКИ

архив
  • 30.10.2020

    30 октября

    Информационный спонсор: телеграм-канал «Здравый Смысл».
    Ещё больше информации на https://teleg.run/zmysl

     

     

    Студенткам 2-3 курса Института филологии и языковой коммуникации, Института педагогики, психологии и социологии и Гуманитарного института СФУ предложили (на добровольной основе) параллельно с учёбой в вузе пройти обучающую программу в Военном учебном центре по специальностям «Военный переводчик» и «Информационное обеспечение военной деятельности» в течение 2,5 лет. Прошедшие военную подготовку автоматически будут зачислены в запас Вооружённых Сил РФ в звании лейтенанта (ГН). Милитаризация сознания и бытия продолжает набирать обороты. Нет, войны не будет. Будет борьба за мир, от которой камня на камне не останется…

     

     

    Сроки технического расследования аварии на ТЭЦ-3 АО «НТЭК» (аффилированная структура «Норникеля») продлены до 14 ноября (Ростехнадзор).

     

     

    На разработчика проекта красноярского метро – АО «КрасТИЗИС» – подали в суд. Истец — «Консалтинговый центр «Бизнес-информ-анализ» –  оценил исковые требования в размере 109 млн руб. Заявитель поясняет, что АО Красноярский трест инженерно-строительных изысканий» заключил с ним договор на подготовку проектной документации по первой линии метро на сумму 431,4 млн руб., но не рассчитался полностью. Председатель Совета директоров ответчика г-н Митволь возникшие сложности с расчётом объяснил тем, что заказчик (Красноярское транспортное управление) оплатил тресту лишь 75% из выделенных федеральным бюджетом 950 млн руб. Несмотря на это, по его словам, работы по корректировке проекта выполнены и сданы заказчику. Сейчас идёт уже повторная сдача проектной документации в Главгосэкспертизу (Стрелка). Как уже неоднократно заявлял ЗС, где Митволь – там скандал. Продолжение следует…

     

     

    Полицейские застрелили подростка, бросившего «коктейль Молотова» и ранившего ножом полицейского в Татарстане. Во время нападения 16-летний парень выкрикивал «Аллаху Акбар». Директор школы, где он ранее учился, рассказал, что мальчик рос «доброжелательным» и хотел стать учителем начальных классов (Подъём).

     

     

    В турецком Измире произошло мощное землетрясение, десятки зданий рухнули. По последней информации, погибли 24 человека, пострадали более 800. 

     

     

    64-летняя жительница Читы умерла от коронавируса, не дождавшись помощи врачей. За несколько дней до смерти она записала видеообращение, в котором просила в случае смерти возложить всю вину на Минздрав.

     

     

    У посольства Франции в Москве прошла новая акция против политики Макрона, её участники сожгли фото французского президента (Подъём). «Дикий народ! Дети гор»…

     

     

    На Кубани мужчина под видом помощника губернатора проводил встречи и проверки. Через несколько дней «ревизора» разоблачили. А в администрации станицы, где принимали «чиновника», рассказали, что мужчина был всё время пьян (Подъём).

     

     

    Создание экспозиционно-выставочного центра, посвященного истории Русской православной церкви и Новодевичьего монастыря, может обойтись бюджету в 3,8 млрд руб. в ближайшие три года. Такую сумму назвали в Минкультуры. Запрос на выделение средств сделал Государственный исторический музей (ГИМ).

     

    Интересно, что председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, что не обладает информацией о проекте.

     

    Предполагается, что комплекс станет филиалом ГИМа. Строить музей планируется напротив Новодевичьего монастыря в Хамовниках. Участок под проект уже выделен. Основой для экспозиции музея станут коллекции Исторического музея. Там же будут проводиться мастер-классы, лекции (РБК).

     

    Нет, мы не против веры и верующих. Но почему храмы, православные выставочные центры, прочие культовые сооружения должны возводиться на бюджетные средства? Не оттуда ли корни нынешних проблем с исламским фундаментализмом? У нас светское государство. И все религии должны быть равноудалены от власти. Заметим, ничего нового мы не сказали.

     

     

    Жириновский считает, что Кадыров не должен комментировать международные события. Кадыров считает, что лидер ЛДПР должен извиниться за сказанные слова (СМИ). Предчувствие гражданской войны…

     

     

    Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) подаст несколько жалоб на отказ Кировского суда Томска возбудить уголовное дело из-за отравления Навального.

     

     

    Несмотря на то, что ростовские власти разных уровней называли фейком сообщения о гибели пациентов в ковидном госпитале из-за нехватки кислорода, СКР возбудил уголовное дело и теперь проводит обыски почти во всех структурах - в администрации Ростова, региональном Минздраве и в городском управлении здравоохранения, в частности, дома у экс-главы ведомства Надежды Левицкой. В Следственном комитете при этом не уточнили никаких подробностей, в частности, что могло стать причиной смерти пациентов.

     

    СМИ писали, что более десяти человек умерли за сутки в ковидном госпитале после того, как в аппаратах ИВЛ кончился кислород. Позднее были опубликованы показания анестезиолога-реаниматолога, который рассказал, что в ночь с 11 на 12 октября скончались пять пациентов. Он подтвердил, что в медучреждении были перебои с подачей кислорода.

     

    Через несколько дней после скандала ушла в отставку глава регионального минздрава Татьяна Быковская, которая находилась в тот момент в отпуске. По заявлению правительства области, чиновница уволилась «по собственному желанию в связи с выходом на пенсию».

  • 29.10.2020

    29 октября

    Информационный спонсор: телеграм-канал «Здравый Смысл».
    Ещё больше информации на https://teleg.run/zmysl

     

     

    Школы Красноярского края уходят на «дистанционку». Ученики перейдут на онлайн-обучение из-за обострившейся ситуации с COVID-19. Такое решение приняло краевое Министерство образования. На «удалёнку» после осенних каникул перейдут школьники 5-11 классов. Предполагается, что дистанционный режим будет длиться две недели и закончится 20 ноября.

     

     

    Путин выбрал белорусско-шведский путь реагирования на коронавирус (МК). Мы бы сказали по-иному: «ВВП стал руководствоваться бендеровским лозунгом «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

     

     

    «Я сделал прививку, мерил после 14 дней, у меня не было антител. Завтра я должен делать вторую прививку. Я очень надеюсь, что какая-то защита появится» (губернатор Подмосковья Воробьев о действии путинской вакцины).

     

     

    В Ницце неизвестный напал с ножом на людей у базилики Нотр-Дам, трое убиты. Мэр Ниццы назвал случившееся «исламским фашизмом». Во Франции установлен максимальный уровень террористической угрозы, в течение дня задержали еще нескольких мужчин, планировавших теракты.

     

     

    Познер, комментируя недавние теракты во Франции, потребовал от властей Франции выслать из страны десятки тысяч исламистов. Журналист, у которого есть французское гражданство, убеждён, что власти республики должны действовать «самым жёстким образом». «Как француз, могу сказать, что я требую от своего правительства немедленного решения этого вопроса, при этом не воздерживаясь от самых жёстких мер. Любителей применять силу, терроризировать нужно убедить в том, что это не пройдёт. И если надо для этого выслать из страны несколько тысяч человек, а то и десятков тысяч, то я буду за».

     

    По мнению Познера, происходящее сейчас во Франции — вина самой Франции, которая «долгие годы исповедовала так называемую политкорректность». «Франция испытывает чувство вины за годы колонизации, главным образом Северной Африки, а потому принимает мигрантов без разбора, оказывая им предпочтение, к которому они быстро привыкли и стали воспринимать как само собой разумеющееся» (Подъём).

     

     

    Суд на два года лишил адвокатского статуса Александра Добровинского, защищавшего потерпевших по делу Ефремова. Ранее против него возбудили два дисциплинарных производства из-за публичных высказываний по делу. Добровинский объявил, что будет обжаловать решение. «Такое решение Совета адвокатской палаты меня удивило и возмутило. Я, конечно, обращусь в суд и буду его обжаловать, поскольку дорожу статусом адвоката».

     

    Ранее адвокатского статуса был лишен Эльман Пашаев, экс-защитник Ефремова: его обвинили в игнорировании корпоративной дисциплины, этики и нравственности. Адвокатское сообщество уже после первых заседаний обвинило юристов в использовании дела Ефремова для собственного пиара (Подъём).

     

     

    Лукашенко уволил главу МВД Беларуси Юрия Караева. Новым министром стал глава ГУВД Минска Иван Кубраков.

     

    Мужчина облил себя бензином и пригрозил поджечь себя в офисе «Яндекс.Такси» в Москве. 50-летний Михаил заявлял, что ему не платят зарплату. Его знакомые говорят, что мужчину довели, однако в «Яндексе» утверждают, что он лжёт.

     

     

    Мэр Уфы Мустафин умер от последствий ковида. Всего в России выявлено 1.581.693 заболевших, умер 27.301 человек.

Анекдот

Все анекдоты

ff7451

ВОПРОС-ОТВЕТ

Все
  • Вопрос:

    Читательница «СГ» Анна Михайловна спрашивает: «Как лишить родительских прав родителей, которые не занимаются воспитанием ребенка?»

  • Ответ:

    Отвечает Директор Центра развития семейных форм воспитания Ольга Абросимова: «В соответствии со ст. 69-71 Семейного кодекса РФ, лишение родительских прав производится в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, по заявлению прокурора, а также по заявлениям органов опеки и попечительства. Суд обязан в течение 3-х дней со дня вступления в законную силу решения суда направить выписку в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены прав, в том числе права на получение от него содержания, а также права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. Ребенок, в отношении которого родители лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. При невозможности передать ребенка другому родителю - или в случае лишения родительских прав обоих родителей - ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства. Усыновление ребенка в случае лишения родителей родительских прав допускается не ранее истечения 6-ти месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей родительских прав». Для более подробной консультации, получения правовой, психологической и другой помощи необходимо обратиться в RURE «Центр развития семейных форм воспитания». Адрес Центра: г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, 33, телефон 8 (391) 258-15-33

Новые темы форума

Дух башкирского народа и его отражение в судьбе и творчестве Льва Толстого

Комментариев: 0
Просмотров: 9201

Исмагил ШАНГАРЕЕВ.

30.11.2018 00:00

Дух башкирского народа и его отражение в судьбе и творчестве Льва Толстого

Татары и башкиры – два тюркских народа, чья национальная культура представляет собой некое единство традиций и обычаев, общность духовных интересов, но главное, что их отличает, так это схожесть исторических судеб. Мои читатели часто пишут, что, говоря об истории татарского народа, о роли татар в тех или иных событиях прошлого, я ничего не говорю об участии в башкир в тех же событиях или в связи с теми же великими мыслителями русской и западноевропейской культуры, о которых пишу в последние годы в своих книгах и статьях.

 

Иллюстрация: Амир Арсланов.Лев Толстой в степях Башкирии

 

Недавно в статье, посвящённой башкирской истории, я рассказал о луке и стрелах, подаренных Иоганну Вольфгангу Гёте башкирским сотником, о событиях Отечественной войны 1812 года, в которых участвовали «северные амуры» – легендарные башкирские воины.

В этой статье речь пойдёт о том, как Лев Николаевич Толстой находил подтверждения своих философских убеждений в реальности башкирской жизни, обретая в её природе и традиционной культуре простые смыслы человеческого бытия.

В центре нашего внимания будет небольшой рассказ писателя – «Ильяс», который вызвал пристальный интерес в странах мусульманского Востока, и прежде всего в Турции, где он вышел под заглавием «Ильяс или богатство» (1891) в переводе известной в Турции под именем Гюльнар Ханым Ольги Лебедевой – одной из самых ярких представительниц первой когорты переводчиков русской литературы на турецкий язык. Посыл переводчика читателям в мусульманском мире был абсолютно точен – произведения Льва Толстого «написаны для того, чтобы украшать нравственность».

Я не литературовед и не пытаюсь выступать в подобном качестве.  Всё, что я хочу, – это то, чтобы наши дети, мои сыновья и внуки знали правду об основах российской культуры, её этнической мозаичности, «цветущей сложности», на которой должно держаться единство нашей многонациональной страны.  

Сегодня очень важно прислушаться к истории, не переписывать её в угоду сиюминутным политическим требованиям, а прислушаться. Научиться слушать и понимать сказанное 100 и 1000 лет назад так, словно это говорится сегодня нам и для нас. 

 

Башкирские дороги Льва Толстого

Толстой и Башкирия – это отдельная тема. Для нас сегодня важно, что Толстой не просто находил здесь сюжеты для своих произведений, но и искренне любил эту землю, считая Башкирию «одним из самых благодатнейших краёв России». В письме к Афанасию Фету он писал: «Край здесь прекрасный, по своему возрасту только что выходящий из девственности, по богатству, здоровью и в особенности по простоте и не испорченности народа».
Лев Николаевич часто бывал в башкирских краях, изучал быт и фольклор народа. Нередко он писал жене Софье Андреевне, как тепло его принимали простые «башкирцы», которые его сразу узнали и приняли радостно (15 июня 1871 года), а когда однажды Толстой приехал на Каралык с сыном Ильёй, тот стал свидетелем особого расположения «башкирцев». Вот что Илья Львович вспоминал об этой поездке: «Мы ходили в степи смотреть башкирские табуны. Папа похвалил одну буланую лошадь, а когда мы собирались ехать домой, то эта лошадь оказалась привязанной около нашей оглобли». Это был особый знак признательности, который Толстой принял, осознавая свою особую ответственность перед этим простым и душевно шедрым народом.

Свою любовь и благодарность «башкирцам» Толстой выразил не только в своих литературных произведениях, которые по праву признаются шедеврами всемирного литературного наследия, но и конкретным делом. В голодные 1873 и 1874 годы Лев Николаевич оказал большую помощь самарским крестьянам и башкирам. Он выступил со страстным «Письмом к издателям», в котором изложил собранный им материал о страшном голоде в этих краях. Выступление великого писателя произвело большое впечатление: в пользу голодающих было собрано 1887 тысяч рублей и 21 тысяча пудов хлеба. Это помимо того, что граф оказал значительную материальную помощь из своих собственных средств.

 

Сабантуй со Львом Толстым

Оказав помощь башкирскому народу в голодные годы, Лев Николаевич летом 1875 года со всей своей семьёй приехал в башкирские степи. Мыслитель хотел, чтобы мир его дома, его семьи соприкоснулся с миром башкирской традиционной культуры. Об этом много написано, но никто из авторов не обратил внимание, что Лев Николаевич задумал устроить для башкир настоящий сабантуй (о сущности сабантуя см.: Исмагил Шангареев: Сабантуй в Италии https://oren.ru/sabantuy/).

И дело здесь не в традиционном времени, когда отмечается этот любимый всеми тюркскими народами России праздник, а в его сущности. Ключевой идеей Толстого было устроить состязания на лошадях, которые для башкир являются основой любого праздника. Прибавьте к этому то, что великий аксакал не пожалел средств на ценные призы победителям, и можно себе представить, как это взбудоражило всю башкирскую степь. Весть о празднике для башкир, задуманном Львом Толстым, в мгновение ока облетела окрестные деревни, и в назначенный день съехались несколько тысяч башкир, татар, уральских казаков и русских крестьян.

 

Лев Толстой на любимом коне Делире

Благодаря всеобщим стараниям скачки превратились в большой праздник. Собравшиеся – участники и зрители – два дня пели песни, танцевали, пили кумыс, ели баранину и традиционную для тюрков конину. По вечерам устраивалась борьба и другие состязания, в которых принимал активное участие и сам Лев Николаевич. Известно, что он очень любил слушать башкирскую музыку, особенно его восхищало горловое пение.
По сути это был настоящий сабантуй – праздник, в котором проявлялось всё богатство и сила Духа башкирского народа, его неповторимое очарование, нашедшее яркое отражение в творчестве Льва Николаевича.

 

Рассказ Льва Толстого «Ильяс» (1885)

Рассказ Льва Толстого «Ильяс» многие годы интерпретировался как вариации на тему «непротивления злу», смирения перед судьбой, сделанные на башкирском материале. Согласно главной фабуле рассказа, зажиточный башкир Ильяс и его жена Шам-Шемаги находят душевный покой и подлинное только тогда, когда, вконец обнищав, становятся батраками другого богатея. Многочисленные исследователи наследия Толстого дружно делают вывод, что главный смысл рассказа – освобождение от бремени богатства.

Скажу сразу, что это весьма поверхностный взгляд на эту башкирскую историю, которая отражает, скорее, идеи исламского аскетизма, стремления освободиться от уз материи, нежели христианские призывы к смирению перед судьбой. Важно понимать, что Толстой не просто углубился в смыслы жизни башкирского народа, но проникся их главными духовными ценностями, среди которых главное место принадлежит религии ислама (см. кн. Исмагил Шангареев, Нурали Латыпов. Ислам и мир. – М.: АСТ, 2018, с. 46-65).

Чтобы не быть голословным, хочу привести ключевой фрагмент рассказа «Ильяс», дабы читатель мог сам сделать вывод об идейной направленности его главных смыслов: 

«Я вот как сужу: жили мы со стариком пятьдесят лет – счастья искали и не нашли, а только вот теперь второй год, как у нас ничего не осталось и мы в работниках живём, мы настоящее счастье нашли, и другого нам никакого не надо.

Удивился гость и удивился хозяин, привстал даже, откинул занавеску, чтобы видеть старуху. А старуха стоит, сложив руки, усмехается, на старика своего смотрит, и старик усмехается. Старуха ещё раз сказала:

– Правду я говорю, не шучу: полвека счастья искали, и пока богаты были, всё не находили; теперь ничего не осталось, в люди пошли жить – такое счастье нашли, что лучше не надо.

– Да в чём же ваше счастье теперь?

– А вот в чём: были мы богаты, не было у нас со стариком часу покоя; ни поговорить, ни о душе подумать, ни богу помолиться. Сколько у нас заботы было! То гости к нам – забота, кого чем угостить, чем одарить, чтобы не обессудили нас. То гости съедут, за работниками смотрим – они норовят отдохнуть да послаще съесть, а мы глядим, чтобы наше не пропадало, грешим. То забота, как бы волк не зарезал жеребёнка или телёнка, как бы воры косяка не угнали. Спать ляжешь, не спится – как бы ягнят не передавили овцы. Пойдёшь, ходишь ночью; только успокоишься – опять забота, как корму на зиму запасти. Да мало того, и согласья у нас со стариком не было. Он говорит – так надо сделать, а я говорю – этак, и начнём грешить и браниться. Так жили мы из заботы в заботу, из греха в грех и не видали счастливой жизни.

– Ну а теперь?

– Теперь встанем мы со стариком, поговорим всегда по любви, в согласье, спорить нам не о чем, заботиться нам не о чем, только нам и заботы, что хозяину служить. Работаем по силам, работаем с охотой, так, чтоб хозяину не убыток, а барыш был. Придём – обед есть, ужин есть, кумыс есть. Холодно – кизяк есть погреться и шуба есть. И есть когда и поговорить, и о душе подумать, и богу помолиться. Пятьдесят лет счастья искали, теперь только нашли.

Засмеялись гости.

А Ильяс сказал:

– Не смейтесь, братцы, не шутка это дело, а жизнь человеческая. И мы глупы были со старухой и плакали прежде, что богатство потеряли, а теперь бог открыл нам правду, и мы не для своей утехи, а для вашего добра вам её открываем.

И мулла сказал:

– Это умная речь, и всё точную правду сказал Ильяс, это и в Писании написано.

И перестали смеяться гости и задумались».

 

В этом простом, на первый взгляд, повествовании явно присутствует пространственно-временная двупланность. Мотивы духовного просветления переплетаются с исламскими представлениями о том, как важно быть свободным от бремени земных соблазнов. С одной стороны, действие отражает реальную жизнь башкирской степи, а с другой – выходит в сферы вневременные, восходя к аятам Корана.

В целом, и это признано безоговорчно, не только «Ильяс», но и все «народные рассказы» Толстого на фоне новеллистки конца XIX – начала XX века являются новаторскими. Согласно многочисленным исследованиям, «новаторство заключается в том, что Толстой существенно расширил жанровые возможности традиционных форм, трансформируя их в притчевые конструкции. Вместе с тем «народные рассказы» перерастают рамки нравоучительных произведений; они ориентированы не столько на морализаторство, сколько на поиски способов богопознания, способов гармонизации человека с самим собой и миром».

Сегодня мы отчётливо видим, что, собирая как пазлы реальное и идеальное в целостную конструкцию бытия башкирской степи, Толстой создал произведения расширенного духовного поиска, раскрыв для всего мира величие и глубину Духа башкирского народа. 

 

Сведения об авторе

 

Исмагил Шангареев – культуролог, писатель-публицист, общественный деятель, Сопредседатель Совета по кино- видеовизуализации культурно-исторического пространства Евразии при «Ассамблее народов Евразии», Член Президиума Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР).





Новости

В регионе В России В мире
  • Закрываются две котельные

    Закрываются две котельные

    29.10.2020

    Красноярские котельные №1 и №2 в районе бывшего телевизорного завода дымят последние дни. До 1 ноября все жители, которые получали от них тепло и горячую воду, будут переведены на теплоснабжение от ТЭЦ-2 Сибирской генерирующей компании (СГК).

  • Тело напоказ

    Тело напоказ

    28.10.2020

    Сильнейшие атлеты России и звёзды фитнес-индустрии приедут в Красноярск. 31 октября и 1 ноября в концертном зале «Гранд Холл Сибирь» (ул. Авиаторов, 19) пройдут чемпионат и первенство России по бодибилдингу.

  • Четвёртое цветение за год!

    Четвёртое цветение за год!

    27.10.2020

    На территории Саяно-Шушенского заповедника вновь цветёт рододендрон Ледебура, скрашивая суровую октябрьскую картину сочными ярко-розовыми всполохами. В этом году рододендрон в заповеднике расцветал уже три раза – весной, летом и в начале осени.

  • КРЯКК-2020: Новая этика

    КРЯКК-2020: Новая этика

    26.10.2020

    Фонд Михаила Прохорова объявляет программу XIV Красноярской ярмарки книжной культуры, которая пройдёт 4-5 ноября в онлайн-формате. В 2020 году все события КРЯКК, а также виртуальные павильоны с выставками, издательствами и книжными новинками будут доступны на сайте kryakk.ru.com

  • В небе наступила зима

    В небе наступила зима

    25.10.2020

    Международный аэропорт Красноярска им. Д. А. Хворостовского информирует о переходе на осенне-зимнее расписание, которое вступило в силу 25 октября и будет действовать до 27 марта 2021 года.

Подписаться на новости

АРХИВ

Партнеры

www.2-999-999.ru

На правах рекламы

Острые козырьки смотреть онлайн все сезоны и серии Новый пап смотреть онлайн все сезоны и серии