«Карибские офшоры на грани коллапса: как санкции против России создают зомби-трасты»

Проблемы с трастами в Лихтенштейне, многие из которых лишились управляющих из-за американских санкций против России, затронули и популярные офшоры, такие как Британские Виргинские, Багамские и Каймановые острова. В результате карибские трасты, содержащие российские активы, могут оказаться под юрисдикцией Великобритании. Защитить свои активы владельцам становится всё труднее, поскольку юристы отказываются работать с россиянами.

Санкции США привели к тому, что в Лихтенштейне, известном европейском налоговом офшоре, множество трастов остались без менеджеров, способных управлять активами или хотя бы следить за их ликвидацией. Эти компании, на которых зарегистрированы яхты, недвижимость и другие ценности, имеют дочерние структуры и в других офшорах, также затронутых этой ситуацией, свидетельствуют представители отрасли, interviewed by Financial Times. Лихтенштейнский траст, как правило, является основным акционером компании, зарегистрированной, например, на Британских Виргинских островах (BVI), которая, в свою очередь, может владеть другой компанией на Багамах, избегая при этом различных налогов, таких как налог на прирост капитала и НДС. Такие компании действуют по указаниям главного траста, однако, если они не оплачивают ежегодные регистрационные взносы, то теряют возможность принимать инвестиционные и управленческие решения, объясняют эксперты.

«Сложная структура этих трастов создает эффект домино. Потеря управления в подобных “осиротевших” структурах окажет последствия, которые выйдут за пределы Лихтенштейна», – отметил FT Йоханнес Гассер, партнер одной из крупных юридических фирм страны Gasser Partner. Финансовый консультант, который знаком с ситуацией на BVI, добавил, что если компании не заплатят свои годовые сборы и будут исключены из реестра, их активы перейдут под контроль местных властей. На BVI они могут оказаться под юрисдикцией Великобритании, и восстановить права на имущество можно будет лишь через суд.

Великобритания активно реализует санкции против России и тех, кто, по мнению Лондона, связан с кремлевским режимом, хотя часто не удается достигнуть их активов, которые часто скрываются путем создания цепочек офшорных компаний.

Как рассказал еще один юрист из Лихтенштейна, его недавно связал консультант с Багамских островов, который высказывал тревогу по поводу того, что, если траст в Лихтенштейне будет ликвидирован, компания, принадлежащая этому трасту на Багамах, останется без управления.

Лихтенштейн вступил в санкции Европейского Союза против России в 2022 году. Однако трасты оказались под ударом только в 2024 году, когда США ввели санкции против нескольких юридических и физических лиц в Лихтенштейне из-за их связи с россиянами. США также предупредили Лихтенштейн и другие европейские страны о возможности введения вторичных санкций против финансовых учреждений, которые работают с определенными российскими клиентами, даже если те не находятся под индивидуальными санкциями.

Соединенные Штаты официально наложили санкции на нескольких россиян и их трасты в Лихтенштейне, среди которых Геннадий Тимченко, давний знакомый Владимира Путина и владелец Volga Group, объединяющей активы миллиардера в различных отраслях, а также Владимир Потанин, президент холдинга «Интеррос».

Тем временем Управление по делам финансового рынка Лихтенштейна (FMA) заняло жесткую позицию и рекомендовало трастам разорвать связи с потенциально проблемными клиентами, даже если на них не наложены санкции. Это в свою очередь затронуло россиян, живущих в Европе и других странах, но не в России.

Ситуация ухудшилась, когда в сентябре Ассоциация адвокатов Лихтенштейна направила указание юристам не представлять интересы лиц, попавших под санкции США. Эта мера предназначена для защиты юристов от вторичных санкций, однако, по сути, лишает владельцев активов возможности юридической помощи.

Эта ситуация становится глобальной проблемой, отметил один из юристов в интервью FT.