«Кризис угольной отрасли: правительство России запускает масштабное спасение для Кузбасса»

Правительственные органы начали мероприятия по поддержке угольных компаний, испытывающих серьезные трудности. Премьер-министр Михаил Мишустин одобрил меры поддержки для этой отрасли, которая оказалась одной из самых пострадавших из-за санкций, а также для специфически кузбасских предприятий, отвечающих за основную часть угольного производства в России.

В прошлом году угольный сектор стал одной из двух индустрий, где число убыточных компаний превысило количество прибыльных (53,3% против 46,7%), при этом совокупные убытки оказались выше совокупной прибыли: отрицательное сальдо составило 112,6 миллиарда рублей. В этом году ситуация продолжает ухудшаться: с начала года мировые цены на уголь упали более чем на 20%, а по сравнению с пиковыми значениями 2022 года — более чем втрое.

Угольные компании оказались в условиях «идеального шторма». Европа прекратила закупки их продукции, а перенаправить поставки на восток оказалось затруднительно, что сделало экспорт убыточным в некоторых случаях; несколько предприятий прекратили экспорт с апреля. Уголь среди других товаров, которые сейчас экспортируются на восток, не находится в числе приоритетных. В прошлом году объем добычи угля в России сократился на 3%, а уровень экспорта упал на 6%. В этом году добыча снова увеличивается (на 2,4% с января по апрель), но все большее количество угля остается на складах. При этом в Кузбассе объемы добычи снижаются (на 6% в годовом выражении в марте и апреле).

По оценкам Минэнерго, 30 компаний находятся в «зоне риска», из которых 10 уже приостановили свою деятельность, а еще пятерым потребовалась помощь государства. Генеральный директор «Русского угля» Владимир Коротин охарактеризовал текущее состояние отрасли как «глубокий кризис, сравнимый с тем, что было в 1990-х годах».

Все предприятия угольной отрасли получат отсрочку по выплатам НДПИ и страховых взносов до 1 декабря, и при необходимости она может быть продлена. Специальная правительственная подкомиссия под руководством министра финансов Антона Силуанова, в состав которой войдут представители ключевых ведомств, будет решать этот вопрос.

Комиссия займется не только общими мерами, но и адресной поддержкой. Минфину и Минэнерго дано время в одну неделю для разработки критериев господдержки для конкретных компаний. В частности, угольные компании смогут рассчитывать на субсидии для частичной компенсации транспортных расходов при дальнем экспорте. Сибирским предприятиям будет возмещено 12,8% от стоимости тарифов на экспортные перевозки угля в северо-западном и южном направлениях, что, по словам Коротина, особенно важно, так как расходы на логистику делают экспорт энергетического угля нерентабельным. По его мнению, первостепенной задачей будет контроль за стоимостью перевалки угля в портах, чтобы данные скидки не отразились на ней.

Власти фактически возьмут на себя роль кризисного менеджера. Подкомиссия будет разрабатывать планы по финансовому оздоровлению угольных компаний и помогать с реструктуризацией долгов тех, кто имеет значительную задолженность. В ее состав войдет представитель ЦБ. Он указывает, что рост процентных ставок является одной из причин убыточности сектора. Президент ВТБ Андрей Костин выделил компании, которым, вероятно, потребуется реструктуризация долгов. Минэнерго оценивало задолженность угольщиков в 1,2 трлн рублей на начало года, и ожидается, что к его концу она может вырасти до 1,5 трлн рублей.

Центральный банк уже оказывал поддержку холдингу Segezha Group, одному из крупнейших игроков в лесном секторе, который также пострадал от санкций. Банк также оказывает помощь группе УЛК в решении текущих проблем. Обычно ЦБ требует от банков создания повышенных резервов по реструктурированным кредитам, но в случае с Segezha дал возможность снизить такие требования, а на недавних встречах распространил эту практику на все кредиты, реструктурированные с середины 2024 года и до конца этого года, если есть надежда на временные трудности заемщиков. Мишустин призывает «поддержать перспективные предприятия, испытывающие временные трудности».

Среди условий одобрения плана санации – участие владельцев компании в помощи, ограничения на выплату дивидендов, повышение заработных плат топ-менеджерам и оптимизация расходов. Подкомиссию возглавляет министр финансов, и, как напоминает бывший замминистра Сергей Алексашенко, ее главная задача состоит в том, чтобы выделять как можно меньше средств.