Мания или провал: Актуальные риски и возможности на рынке стейблкоинов после успеха Circle

Успешное IPO Circle станет отправной точкой новой «стейблкоиновой мании», но большинство новых эмитентов могут столкнуться с неудачами, предупредил экс-Генеральный директор BitMEX Артур Хэйес.

Первичное публичное предложение акций под тикером CRCL прошло 5 июня, и компания была оценена инвесторами в $6,9 млрд. В первый день торгов стоимость акций увеличилась на 168% — с $31 до $82.

На данный момент рыночная капитализация составляет $36 млрд по данным Yahoo.Finance.

Одним из крупных инвесторов, участвовавших в IPO, стал фонд ARK Invest, возглавляемый Кэти Вуд. 16 июня фонд продал свои акции компании на сумму $51,7 млн, распродажей 342 658 CRCL через три своих ETF.

Хэйес считает, что удачный листинг Circle спровоцирует рост IPO других компаний, но уверен, что большинство из них окажутся переоцененными и потерпят неудачи.

Он добавил, что пузырь лопнет после выхода на рынок эмитента, способного «выявить неосмотрительных инвесторов и забрать десятки миллиардов их капитала». Артур Хэйес также предостерег трейдеров от открытия коротких позиций на акции аналогичных компаний.

С другой стороны, Вербицкий отметил, что основополагающими факторами будут соответствие регуляторным требованиям и правильный выбор юрисдикции, что поможет выделить стабильного эмитента среди участников «пузыря».

«Успех Circle базируется на том, что они начали свой бизнес в рамках американского правового поля, где сейчас формируется регулирование стейблкоинов. Это предоставило им необходимую прозрачность и доверие. В отличие от них, например, Tether до сих пор не демонстрирует такого уровня регуляторной подготовки, особенно в США», — отметил эксперт.

Он добавил, что жизнеспособными окажутся только те проекты, которые смогут обеспечить прозрачность резервов, соответствие законодательным нормам и доступ к ключевым рынкам посредством надежных юрисдикций.

По мнению Хэйеса, ключевой проблемой для новых эмитентов станут каналы дистрибуции. Он считает, что для достижения массового охвата миллионов пользователей необходимо использовать одну из трёх стратегий:

Если у проекта нет доступа ни к одному из этих каналов, у него нет шансов на успешное развитие, утверждает основатель BitMEX.

Он охарактеризовал эмитента USDC как «невероятно переоценённого», отметив, что компания передаёт 50% своего процентного дохода бирже Coinbase, в то время как цена акций «будет продолжать расти» в условиях общего ажиотажа.

Хэйес детально проанализировал историю успеха Tether, отмечая, что его рост был обусловлен реальным спросом со стороны трейдеров в Китае и Гонконге, которым понадобился способ перевода долларов на фоне закрытия банковских счетов, связанных с криптовалютами. USDT стал решением этой проблемы, а доверие китайского криптосообщества заложило основы его лидерства.

Ключевым моментом для Tether стал бум ICO в 2017 году. Биржи без доступа к фиатной системе начали применять USDT для создания торговых пар с альткоинами, что сделало его «незаменимым инструментом» на рынке.

Эксперт считает, что социальные сети, такие как X, а также традиционные банки не будут сотрудничать с независимыми эмитентами стейблкоинов, поскольку обладают значительными ресурсами для создания собственных продуктов.

«Я общался с членом совета крупного банка, и он сказал: „Нам конец“. Он считает, что стейблкоины нерушимы», — поведал Хэйес.

Он добавил, что финансовые учреждения будут адаптироваться, но сделают это самостоятельно, без привлечения внешних партнёров.

С другой стороны, Вербицкий крайне скептически относится к возможностям традиционных банков и соцсетей стать самостоятельными и эффективными эмитентами стейблкоинов.

«Крупные финансовые учреждения могли бы создать собственные „стабильные монеты”, у них есть ресурсы и опыт в регулировании. Но банки очень консервативны, и если действующая модель приносит прибыль, изменяться никто не станет», — размышляет основатель TYMO.

Что касается соцсетей, то, по мнению эксперта, им не хватает понимания финансовых и регуляторных процессов, что было подтверждено неудачей проекта Libra от Meta. Для них это «неизведанная территория», объяснил Вербицкий.

«Таким образом, если резюмировать: банки могут, но вряд ли захотят; соцсети захотят, но не смогут», — подытожил спикер.

Несмотря на пессимистичные прогнозы для новичков, Хэйес ожидает повышенный интерес к их акциям, так как прибыльность бизнеса стейблкоинов «впечатляет». Эмитенты получают доход от размещения резервов в казначейских облигациях США, зарабатывая на разнице процентных ставок.

Так, Tether, по его словам, сохраняет весь доход благодаря своей сильной сети и «клиентам некуда обращаться». Эта модель станет основным стимулом, заставляющим инвесторов верить в «сомнительные компании с привлекательными презентациями».

17 июня власти США сделали важный шаг в регулировании стейблкоинов. Законопроект GENIUS Act приближается к принятию после того, как Сенат одобрил его изменённую версию.

Поддержка документа составила 68 голосов против 30. Теперь его должно утвердить Палата представителей.

«Этот законопроект приближает США к статусу мирового лидера в области криптовалют», — заявил автор GENIUS Act сенатор Билл Хагерти.

Он добавил:

«После вступления GENIUS Act в силу компании любого размера и граждане США смогут осуществлять платежи почти мгновенно, минуя ожидания, которые иногда растягиваются на дни и даже недели».

Министр финансов Скотт Бессент в своем посте в X отметил, что принятие этого закона делает более вероятным сценарий, согласно которому рынок стейблкоинов может вырасти до $3,7 трлн к концу десятилетия.

По его словам, развивающаяся экосистема «стабильных монет» способствует увеличению спроса на казначейские облигации США. Это может помочь снизить стоимость государственных займів, контролировать рост национального долга и «привлечь миллионы новых пользователей во всем мире в долларовую цифровую экономику».

Бессент охарактеризовал это как «тройной выигрыш» для частного сектора, Казначейства и потребителей, назвав инициативу «результатом умного, проинновационного законодательства».

Напомним, CEO Circle Джереми Аллэйр заявил, что «стабильные монеты» находятся на пороге технологической революции.