МАГАТЭ о будущем иранской ядерной программы: необходимость новых подходов к переговорам

Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе (СВПД) утратил свою функциональность и уже не выполняет поставленные задачи, а формат переговоров “пять плюс один” стал менее осуществимым из-за значительных расхождений. В то же время МАГАТЭ открыто для нового подхода, заявил генеральный директор Агентства Рафаэль Гросси на пресс-конференции в Токио.

“СВПД больше не представляет собой жизнеспособный механизм. Я сомневаюсь, что кто-либо считает его способным к активной роли в нынешней обстановке. Это соглашение было вполне работоспособным в определенный период, но сейчас, не смотря на размышления о его преимуществах и недостатках, его влияние было полностью сведено на нет,” – отметил он.

По мнению Гросси, иранская ядерная программа сейчас отличается от той, что существовала ранее.

“Мы можем ожидать появления совершенно нового формата. Президент Трамп намекнул на желание вернуться к соглашению, в то время как в Европе указывают на необходимость достижения определенного консенсуса. Но вопрос заключается в том, как это осуществить. Текущий формат переговоров “пять плюс один” более не жизнеспособен. Разногласия и сегментированность по отношению к Ирану очень велики, что делает такой подход невозможным. Следовательно, могут возникнуть альтернативные методы обсуждения, и мы готовы это рассмотреть,” – добавил он.

Гросси также сообщил, что его недавний визит в Тегеран в ноябре прошлого года был “конструктивным”, и МАГАТЭ регулярно проводит консультации с министерством иностранных дел Ирана.

“Очевидно, что без участия МАГАТЭ любое соглашение будет формальным, просто листом бумаги,” – подытожил он.

В 2015 году Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция и Иран подписали ядерное соглашение, в рамках которого предполагалось снять санкции взамен на ограничение ядерной программы Ирана. США вышли из СВПД в мае 2018 года при президентстве Дональда Трампа и вернули санкции против Тегерана. Это побудило Иран принимать меры по пошаговому сокращению своих обязательств в рамках соглашения, в том числе отказаться от ограничений в области ядерных исследований и уровня обогащения урана.

Ранее в феврале Дональд Трамп выразил готовность заключить новое соглашение с Ираном вместо того, чтобы прибегать к военной агрессии. Он подчеркнул, что заинтересован в создании “проверяемого” мирного ядерного соглашения, которое позволит Ирану развиваться без конфликтов, и призвал к незамедлительному началу диалога. В то же время, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал иранскому агентству IRNA о готовности Москвы помочь Тегерану в вопросах ядерной программы.