Российская просроченная задолженность по кредитам достигает рекорда в 1,5 триллиона рублей на фоне растущих проблем с платежеспособностью

Россияне сталкиваются с возрастающими трудностями при обслуживании кредитов, взятых в 2023-2024 годах. Согласно данным Центробанка, просроченная задолженность по кредитам за май увеличилась на 63,5 млрд рублей и впервые превысила 1,5 триллиона рублей, составив на 1 июня 1,513 трлн рублей. С начала года уровень просрочки возрос почти на 20% и достиг 4,4% от общего кредитного портфеля.

Количество проблемных кредитов, относящихся к IV и V категориям качества, по оценкам ЦБ, возросло до 2,1 трлн рублей, что составляет 5,7% от портфеля. В начале года их было на 400 млрд рублей меньше, а доля таких кредитов составляла 4,6%.

Центробанк объяснял, что кредиты, выданные во время бума в 2023- первой половине 2024 года, становятся проблемными. Постепенно ухудшающееся качество этих займов, в условиях стагнации кредитования для населения, становится всё более заметным. В результате их доля в банковских портфелях неуклонно растет.

Данное ухудшение также связано с мерами ЦБ по охлаждению кредитного рынка. Чтобы сдержать кредитный бум, регулятор постепенно ужесточал условия для розничного кредитования, увеличивая требования к резервированию и ограничивая долю кредитов для заемщиков с высокой долговой нагрузкой. Как пояснила директор департамента финансовой стабильности Центробанка Елизавета Данилова, в этом как в медицине: чем лучше здоровье, тем больше нагрузку можно выдержать.

Эти меры ограничили возможности для многих заемщиков, желающих перекредитоваться. ЦБ замечает, что спрос на реструктуризацию розничных кредитов растет. Но многие после данной процедуры все равно сталкиваются с трудностями в платежах. В дополнение к этому банки, учитывая требования ЦБ и рост неплатежей, стали одобрять меньше заявок на кредиты.

Просрочка по наиболее рискованным “карточным” кредитам составляет 11,3%. Основной рост проблемных кредитов наблюдается среди необеспеченных потребительских ссуд (НПС), согласно данным ЦБ. Доля таких кредитов с просрочкой более 90 дней на 1 апреля составила 10,5%, увеличившись за год на 2,8 процентных пункта. ЦБ ввел строгие ограничения в этой области, и портфель НПС сокращается уже девять месяцев подряд, начиная с сентября 2024 года. У Сбербанка, который занимает лидирующую позицию на рынке, объем НПС снизился на 800 млрд рублей до 3,4 трлн рублей на начало июля.

Также наблюдается рост просрочки по ипотечным кредитам, хоть их уровень остается минимальным – менее 1%. За май просрочка увеличилась на 10 млрд рублей и на начало июня достигла 136,8 млрд рублей, что составляет 0,7% портфеля.

По данным ЦБ, ипотека составляет более половины (около 56%) всего кредитного портфеля для населения, беззалоговые потребительские кредиты составляют около трети (34%), из которых примерно 14% приходятся на кредитные карты. Почти 7% составляют автокредиты.

С ухудшением качества кредитов банки вынуждены формировать большее количество резервов. Центробанк отмечает рост отчислений в резервы с начала года как главную причину снижения прибыли банков в текущем году. Он выражает опасения, что в условиях замедления роста доходов населения качество розничного кредитного портфеля может ухудшиться еще больше и включает долговую нагрузку граждан в список основных уязвимостей финансового сектора.

Несмотря на падение качества кредитных портфелей, доктор экономических наук и сооснователь аналитического центра CASE Владислав Иноземцев считает, что это не должно вызывать паники и не является кризисом. Он подчеркивает, что доля просроченных “карточных” кредитов в России ниже, чем в США, где этот показатель составляет 14%.