Российские компании адаптируются к новым экономическим реалиям: необходимость ликвидности как ответ на кризис кредитования

МОСКВА, 16 октября (Рейтер) – Российские компании, столкнувшиеся с высокими процентными ставками в 2024 году и ужесточением макропруденциальных мер Центрального банка, пришли к выводу о необходимости поддерживать резерв ликвидности на своих счетах, так как доступ к кредитам не всегда является гарантированным, как отмечают представители бизнеса и эксперты.

В целях борьбы с инфляцией, которую власти объявили “злом”, Центральный банк России в октябре 2024 года увеличил ключевую процентную ставку до 21%, которая оставалась на этом уровне почти три квартала, вплоть до июня 2025 года. Помимо повышения ставки, ЦБР также ужесточил макропруденциальные лимиты и предпринял дополнительные меры для сдерживания кредитования. В свою очередь, правительство добавило директивный запрет на увеличение кредитования для государственных компаний с марта 2024 года, охарактеризовав это как «управляемое охлаждение».

«Для борьбы с инфляцией можно использовать все доступные средства, включая ограничения на кредитование», – заявил в интервью Рейтер первый заместитель председателя ВТБ Дмитрий Пьянов.

Благодаря высокому уровню процентных ставок и запретам, власти сумели снизить инфляцию до 8% на текущий момент, однако последствия периода кредитного сжатия остаются в памяти долго.

«В конце прошлого года мы стали свидетелями локального кризиса банковской ликвидности на фоне неблагоприятной макроситуации, постоянно растущих ставок и ужесточающихся мер со стороны центрального банка. Многие банки значительно повысили ставки, что сделало кредитование временно недоступным», – рассказал управляющий директор Альфа-Банка Анатолий Майоров на форуме Cbonds, посвященном корпоративному кредитованию.

«В ноябре-декабре, когда Центральный банк ужесточил меры, ситуация стала сложнее. Все крупные банки оказались в трудном положении, так как их норматив Н6 мог быть нарушен, и они фактически приостановили выдачу кредитов. Хотя открыто об этом не говорилось, ставки на кредитование достигали 30%», – напомнила этот период глава управления корпоративных финансов Корпоративного Центра Икс 5 Наталья Щеголеватых.

С тех пор в финансовой политике Икс 5 была введена новая практика – формирование “денежного мешка” в виде резерва.

«Честно говоря, я работала во многих промышленных холдингах. Обычно акционеры и топ-менеджеры стремятся минимизировать денежные остатки на счетах, так как это считается неэффективным», – заметила она на форуме в четверг.

Ситуация в конце 2024 года доказала необходимость наличия средств для выплаты заработной платы, в то время как банки отказывались выдавать кредиты, даже в рамках одобренных лимитов.

«Поэтому мы создали резерв в размере 12% от кредитного портфеля, который храним в наличных. Эта сумма не фиксирована и меняется в зависимости от кэш-флоу», – отметила Щеголеватых.

Не только Икс 5 придерживается такого подхода, данные мониторинга ЦБР показывают, что многие компании сохраняют резервные средства из прибыли предыдущих лет.

Согласно последним данным по банковским счетам за август 2025 года, средства юридических лиц увеличились на 1,4 триллиона рублей (+2,4%), что является значительным ростом. При этом как рублевые (+1,2 триллиона рублей, +2,4%), так и валютные остатки (+0,2 триллиона рублей в эквиваленте) также увеличились.

КРЕДИТОВАНИЕ НАЧИНАЕТ ВОССТАНАВЛИВАТЬСЯ?

С июня ЦБР начал снижение ключевой ставки, и на данный момент она была уменьшена на 4 процентных пункта, достигнув уровня 17%. Глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что у ЦБ по-прежнему остается пространство для снижения ставки.

Смягчение денежно-кредитной политики привело к тому, что рублевые корпоративные кредиты в августе выросли на 0,8 триллиона рублей (1,1%) по сравнению с предыдущим месяцем.

«К концу первого полугодия мы заметили некоторое потепление. Банки начали снижать кредитные ставки», – добавила Щеголеватых.

«Как только ЦБ начал снижать ставку, кредитование оживилось, и в конце лета средние темпы роста превышали 20% в годовом выражении, в первую очередь за счет корпоративного сектора, но также появились признаки готовности потребителей участвовать в кредитовании ипотек и автокредитов. Такой рост может препятствовать снижению перегрева в экономике и создавать трудности для ЦБ», – отметил главный экономист консалтинговой компании ПФ Капитал Евгений Надоршин.

Также правительство не продлило директивы по ограничению кредитования госкомпаний, что завершилось в начале июня 2025 года, как сообщил источник Рейтер.

«Корпоративное кредитование начало расти. В 2022-2024 годах рост составлял 15-20% в год. Затишье началось в начале 2025 года из-за ужесточения денежно-кредитной политики, но к июлю 2025 года вновь наблюдается рост корпоративного кредитования, и сейчас он составляет около 11,5% год к году», – рассказала директор по синдикации ВЭБ.РФ Елена Наумцева.

По ее словам, это в основном кредиты на пополнение оборотных средств со сроком 3-5 лет.

Также Сбербанк отметил рост запросов от предприятий на оборотные кредиты, необходимые для обеспечения текущей деятельности, в то время как новые инвестиционные проекты не стартуют, кроме как в сфере жилой недвижимости.

Банкиры ожидают, что компании начнут проявлять интерес к синдицированному кредитованию для финансирования инвестиционных проектов, структурированному в соответствии с российским правом. Первую сделку такого рода подписало летом РЖД, которая привлекла синдицированный кредит на сумму 19 миллиардов рублей сроком на три года, в этой сделке участвовали 12 российских банков. Хотя изначально РЖД приглашала к участию более 100 банков, заместитель начальника департамента корпоративных финансов РЖД Иван Хвастов сообщил, что компания хотела бы привлечь большую сумму, но условия не устроили банкиров. Тем не менее, теперь у РЖД имеется солидная экспертиза взаимодействия с банками, и компания, вероятно, будет выпускать облигации, подчеркнул Хвастов.

«Мы понимаем, что в настоящее время организовываются и структурируются ряд подобных сделок, которые готовятся к завершению. Некоторые из них касаются этого года, другие – следующего. Множество заемщиков проявляет активный интерес к таким сделкам», – добавил Майоров.
(Елена Фабричная)