Россия не планирует конфискацию иностранных активов до возврата своих изъятых на Западе — Минфин

(Добавлены высказывания заместителя министра финансов и справочные данные)

МОСКВА, 22 октября (Рейтер) – Заместитель министра финансов Алексей Моисеев сообщил журналистам в среду, что Россия не намерена изымать частные иностранные активы, пока российские средства не будут конфискованы на Западе.

«Мы не собираемся ничего изымать до того, как это произойдет в обратную сторону. Если они всё-таки начнут конфискацию, тогда мы будем рассматривать свои действия… Однако на этом этапе никаких шагов, которые можно было бы трактовать как конфискацию, мы предпринимать не будем», – отметил Моисеев.

Он добавил, что указ, касающийся ускоренной приватизации, не имеет отношения к намерениям по изъятию активов из Европы.

В сентябре президент России Владимир Путин подписал указ, который устанавливает механизм оперативной продажи активов, перешедших в государственную собственность по решению главы государства «в интересах обеспечения безопасности и обороноспособности».

По данному указу, ПСБ, который концентрируется на кредитовании предприятий оборонной промышленности, назначен осуществлять продажу активов в рамках этого специального механизма.

Этот указ был принят в тот момент, когда Европейский Союз активно искал способы финансирования оборонительных нужд и восстановления Украины через замороженные резервные активы Центрального банка России, несмотря на то, что по международному праву такие суверенные активы не подлежат изъятию.

С 2022 года Россия неоднократно угрожала принять ответные меры в случае потери резервных активов, включая возможную национализацию частных иностранных средств. Несмотря на уход ряда западных компаний, филиалы крупных европейских банков, таких как Raiffeisen Bank International и UniCredit, продолжают свою деятельность в России.

Моисеев уточнил, что указ президента касается активов, которые уже находятся в собственности государства. На вопрос о возможности продажи национализированного золотодобывающего предприятия Южуралзолото через ПСБ он ответил положительно.

«Возможно… В общем, забудьте о европейских активах. Никто их не рассматривает и не обсуждает. Этот указ был принят для создания параллельной структуры, так как госактивы необходимо продавать быстро, а не только через Росимущество», – подчеркнул заместитель министра.

Генеральная прокуратура с начала конфликта на Украине подала иски на изъятие частных активов в пользу государства, сообщив о возвращении в госсобственность имущества на триллионы рублей. По искам прокуратуры государству были переданы пять стратегических предприятий, четыре из которых находились под контролем иностранных компаний.

Моисеев также указал, что изъятые активы будут оперативно передаваться новым владельцам.

«Чтобы не только Росимущество занималось процессом, но и имело возможность привлекать агентров. 100% активов принадлежит только ПСБ, и его назначили для этой роли. Это, по сути, помогает Росимуществу», – добавил он.

«Вообще нет никакой связи с европейскими, американскими или японскими активами. Об этом даже никто не думал, пока не подняли вопрос», – заключил заместитель министра.