Бутерин рисует будущее: стратегия враждебной интероперабельности как ответ на угрозу цифровым монополиям

По мнению сооснователя Ethereum Виталика Бутерина, защитить общество от острого сосредоточения власти является основополагающим аспектом обеспечения безопасного технологического прогресса.

В статье “Баланс сил” автор выделяет три основных источника власти: государство, бизнес и неконтролируемое гражданское общество. Бутерин считает, что человечество ценит достижения, предоставляемые этими институтами, но в то же время существует боязнь их чрезмерного влияния.

Концентрация власти может угрожать индивидуальным свободам и приводить к социальной нестабильности, а также к “бездушной” унификации культурных аспектов.

Два естественных механизма ранее поддерживали этот баланс:

«Если представить лидера как гепарда, а последователей — как черепах, то первая сила выполняет роль внутреннего тормоза гепарда, а вторая выступает как невидимая пружина, толкающая черепаху вперед», — пояснил Бутерин.

Однако в XXI веке оба этих механизма утратили свою эффективность из-за глобализации, автоматизации и появления закрытых систем.

«В результате ограничения роста усиливаются, в то время как диффузия контроля уменьшается. Хотя обмен идеями в интернете стал быстрее, реальные возможности влияния на ключевые системы становятся более централизованными, чем когда-либо», — отметил программист.

В качестве решения Бутерин предложил концепцию “принудительной диффузии”, подразумевающую целенаправленное распределение контроля над технологиями. Этот инструмент включает внедрение единых стандартов (например, USB-C в Евросоюзе), отмену соглашений о неконкуренции и использование копилефт-лицензий.

Главным элементом этой стратегии должна стать “враждебная интероперабельность.” Такой подход позволяет создавать продукты, работающие поверх мультимедийных платформ, обходя их ограничения. Разработчики смогут перехватить управление интерфейсом и вернуть власть пользователям.

Примеры реализации:

«В экосистеме Web2 платформы получают основную ценность благодаря монополии на интерфейс и пользовательский опыт. Создание совместимых, но альтернативных интерфейсов ослабляет эту монополию», — добавил Бутерин.

По его мнению, децентрализация должна восприниматься не просто как абстрактная концепция, а как элемент, который необходимо встроить в архитектуру проекта с самого начала. Программист отметил, что разработчики обязаны уделять внимание не только финансированию, но и структуре управления:

«Каждый серьёзный проект должен разрабатывать не только бизнес-модель для финансирования, но и модель децентрализации — механизмы, которые не позволят власти сосредоточиться внутри проекта и создать соответствующие угрозы».

В качестве примера осмысленной децентрализации он привел пул Lido. Несмотря на то что этот пул контролирует 24% застейканных ETH, он не создает угрозы для сети благодаря децентрализованному управлению через ДАО и множеству независимых операторов.

Бутерин также акцентировал внимание на концепции d/acc — разработке открытых защитных технологий. Он выразил мнение, что такой метод обеспечивает безопасность систем, обходя полную централизацию.

Стоит отметить, что в октябре разработчик клиента Geth Петер Силадьи обратил внимание на концентрацию власти вокруг сооснователя Ethereum. По его словам, именно от мнения Бутерина зависят правила всей экосистемы.

Тогда же о кризисе лояльности к руководству сети вторичной по капитализации криптовалюты заявил глава Polygon Санддип Наилвал.