Набиуллина об иностранных инвестициях: на фоне надежд на окончание войны приток остается скромным

Поток зарубежных средств на российский финансовый рынок в феврале и марте, предполагавший завершение военных действий и заработок на разнице процентных ставок (carrytrade), вероятно, оказался лишь временным явлением. «Мы не наблюдаем значительных притоков carrytrade на нашем рынке», – отметила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, комментируя решение ЦБ в четвертый раз удерживать ключевую процентную ставку на уровне 21%.

После того как в середине февраля стало известно о телефонной беседе между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным, и в обществе появилась надежда на скорейшее прекращение конфликта, более рисковые инвесторы попытались воспользоваться возможностью увеличить вложения в российские активы. Заместитель министра финансов Иван Чебесков описывал эти инвестиции как «ковбойские», отметив, что даже санкции не стали для них преградой. Участники рынка также связывали укрепление рубля с притоком этих средств.

Набиуллина же считала, что укрепление национальной валюты в значительной степени связано с фундаментальными факторами, хотя «новостной фон» также оказал влияние. «После мартовского заседания [совета директоров ЦБ] возросла склонность более чем на половину укрепления рубля с начала года приписывать устойчивым факторам, в том числе связанным с денежно-кредитной политикой», – добавила она.

Согласно данным Центробанка, нерезиденты из стран, сочетающихся с Россией по политическим интересам, в феврале приобрели на аукционах Минфина облигации федерального займа (ОФЗ) на рекордные 43 миллиарда рублей с начала конфликта, а в марте их покупки составили 25,1 миллиарда рублей, что стало наибольшим объемом нетто-покупок на вторичном рынке с середины 2019 года. Всего в марте вложения нерезидентов в ОФЗ увеличились на 36 миллиардов рублей и достигли 958 миллиардов номинальных рублей, что стало максимальным приростом с октября 2021 года – за время войны эти инвестиции, как правило, снижались и сократились более чем в три раза.

США запретили приобретение ОФЗ на аукционах Минфина еще до начала конфликта, отреагировав на признание «ДНР» и «ЛНР». В апреле 2022 года Штаты наложили запрет на «новые инвестиции» в Россию, уточнив, что покупки ОФЗ на вторичном рынке также под запретом. Таким образом, участники рынка предполагают, что часть последних инвестиций из «дружественных» юрисдикций может исходить от фондов из стран, считающихся «недружественными».

В начале апреля ситуация на рынках резко изменилась после того, как Трамп ввел таможенные пошлины на продукцию из 180 стран и разразилась торговая война с множеством государств. Большинство фондовых рынков, включая российский, испытали падение. Ожидания мира в Украине также пока не оправдываются, и государственные чиновники перестали говорить о притоке иностранных инвесторов в Россию.

Рынок может реагировать и иным образом: не только за счет зарубежных инвестиций, но и перемещением внутренних средств, заметил заместитель Набиуллиной Алексей Заботкин. То, выбирают ли инвесторы иностранные активы или внутренние инструменты, также влияет на расценки российских ценных бумаг и курс рубля.